Хорватия

хорватия

Хочется рассказать об отдыхе в Хорватии с уклоном в подводную охоту. Отдельные моменты помогут кому-то сделать вывод о целесообразности поездки туда, а также ответить на вопросы тех, кто этот выбор уже сделал. Об отдыхе в Хорватии в последние пару-тройку лет появилось достаточно информации, но о подводной охоте попадались статьи с прямо противоположными мнениями - кстати, от людей с примерно одинаковыми охотничьими возможностями.

Лирика

Солнечные блики замысловатыми линиями прорезали изумрудную, кристально-чистую воду. Марлин уходил от меня. Его хвост плавно помахивал из стороны в сторону. Спинной плавник был раскрыт и играл всеми цветами радуги. Моя рука с ружьем, вытянутая в направлении рыбы, уже начала уставать от напряжения. Стрелять вдогонку было неудобно, и я ждал, что рыба вот-вот повернет Какой- то звук появился в голове, и его импульсы все сильней и настойчивей били по ушам. «Как это не вовремя», - подумал я и... проснулся.

Будильник, будь он неладен, звал на пробежку. Тихо, чтобы никого не разбудить, я выбрался из квартиры, На улице было тепло и тихо. По узким мощеным улочкам пробрался на побережье, Вдоль моря шла бетонная дорожка, которая, как потом оказалось, опоясывает весь остров. Я побежал. Вид открывался замечательный. Слева сине-зеленые морские воды, справа - яркая тропическая растительность. Цветущие кусты, лавровые и оливковые деревья, запах хвои средиземноморской сосны и стрекот цикад. Что еще нужно для счастья человеку, вырвавшемуся из объятий мегаполиса? Несмотря на всю эту красоту, бежалось мне тяжело, сказывалась высокая влажность воздуха Через пару километров, весь мокрый и задыхающийся, я перешел на шаг и повернул к дому. Мысли летели впереди меня. Сейчас легкий завтрак, потом к морю. То, к чему я шел последние два месяца, свершилось - я в Хорватии И не просто в Хорватии, а на острове в Адриатике. Прихватив снаряжение, я поспешил на мыс, который приметил во время пробежки. Последние десятки метров до воды пришлось преодолевать по скалам и камням. Море было спокойно, только редкий ветерок нагонял временами легкую рябь. Зайдя по колено в воду и смочив открытопорый гидрокостюм, я без особого труда облачился в доспехи Ласты, маска, грузы - все последовало в порядке, отработанном годами.

Промывая маску, я не удержался и, присев в воду, посмотрел по сторонам. Прозрачность явно была больше 15 метров. Увиденное заставило непроизвольно затаить дыхание.

Под водой, метрах в десяти от меня, на «лужайке» мирно паслась стая сальп. Отдельные экземпляры рыб были достойны выстрела. Сердце бешено застучало. Наверное, кто видел меня со стороны, подумал: мужика словно током ударило. Рука сама потянулась к лежащему пока на берегу подводному ружью. Я молил бога, чтобы рыба оставалась на месте. В голове прокручивались радостные мысли. Уж если при первом погружении предстают такие картины, то что будет дальше!? Стараясь как можно меньше шуметь, я лег в воду. Стая рыбы находилась на том же месте, абсолютно не обращая на меня внимания, как мне показалось. Но как только я зарядил арбалет и направился в их сторону, они, как по мановению палочки невидимого дирижера, оставили свою «кормушку» и отплыли чуть в сторону. Мои попытки сократить расстояние между нами оставались безуспешными. Стая двигалась метрах в пяти от меня. Стоило мне сделать нырок, как рыба уходила еще дальше, и чем крупнее были особи, тем расстояние до них было больше. Пытался сделать на них засаду, но тщетно. Задержки дыхания в первый день не хватало. Промучившись полчаса, я решил поискать другие объекты для охоты.

Теперь я более внимательно осмотрел подводный рельеф. Береговые скалы полого уходили в глубину метров до пяти. Постепенно они делились на отдельные группы камней, и после десяти, а местами после пятнадцати метров начинался сплошной ковер какой-то растительности. Всюду сновали мелкие рыбешки. Стайки рыб-ласточек висели в толще воды. Морские караси поблескивали серебристыми боками в зарослях. Между камнями важно проплывали каменные окуни. Одно не радовало: размер рыб явно не дотягивал до того чтобы стать добычей. Взгляд «сканировал» воду, расширяя зону поиска от поверхности до дна, но объектов для охоты не было. Заплывая дальше от берега и периодически делая нырки в глубину, я обнаружил зону термоклина, которая располагалась на 12-14 метрах. Глубже 15 метров в тот день я не нырял. Так заманчиво начавшаяся охота закончилась безрезультатно.

Несколько расстроенный, я вылез из воды. А на что я мог рассчитывать в первый день, не зная мест и практически в двух шагах от дома? Надо искать «рельеф», подумал я.

Только как, если не имеешь под рукой ни карт ни хотя бы приблизительных ориентиров «рыбных» мест. Руководствуясь известным мнением, что чем дальше от обжитых мест тем рыбы больше, я решил обследовать остроь. На туристической карте, которую я нашел в квартире, видно было дорогу, которая пересекала весь остров, И там, где она заканчивалась, на доугом конце острова, населенных пунктов не было. План следующего дня был определен.

Вечером со своими спутниками мы гуляли по набережной нашего городка. Стояла теплая безветренная погода. Праздно шатаю щиеся туристы переговаривались на разных европейских языках. Многие сидели в ресторанчиках и кафе, которые сплошной полосой тянулись вдоль моря. Тихо играла музыка, что для нас было несколько непривычно За парапетом величественно покачивались на волнах шикарные яхты, катера и совсем простенькие суденышки. Еще было не очень темно, когда в отблеске фонарей противоположного берега на поверхности воды я заметил какие-то перемещающиеся предметы В некоторых местах они были совсем рядом с берегом. Подойдя поближе, я обнаружил стаю кефали, которая почему-то плавала у поверхности. Из воды торчали головы, вернее рты, которыми рыбы жадно глотали воздух, а может и что-то с поверхности. Некоторые рыбы были примерно с килограмм или несколько больше. Это навело меня на мысль, что данный вид тоже стоит поискать там, где я собирался охотиться.

Утро следующего дня выдалось таким же замечательным. Несколько поплутав по городку, мы все же нашли асфальтовую дорожку, которая вела на другой конец острова, Дорога была местами узкая настолько, что две машины расходились только по очереди. Она идет практически по центру острова, сначала взбираясь наверх, а потом круто спускаясь к морю. Такого серпантина мне не попадалось даже на Кавказе. Наверху есть смотровая площадка и пара «карманов» для того, чтобы оставить авто, если кто- то захочет пройти к морю пешком. Наша дорога закончилась небольшой парковкой в двух шагах от моря. Оставив свою машину среди пары десятка легковушек, мы, забрав снаряжение и пляжные принадлежности, пошли искать удобное для отдыха место В маленькой бухточке практически никого не было. Странно, куда же делись владельцы машин, стоящих на парковке? И только позже мы все поняли: с соседнего островка, до которого было одна-две мили, периодически приходили частные катера и забирали желающих к себе.

Найти ровную площадку для загорания не удалось. Кое-как разместились на камнях, я пошел в воду. Про зрачность, температура и подводный ландшафт были почти такими же, как и на вчерашнем месте. Единственное, что я решил проверить, это белое пятно, которое я увидел, спускаясь по серпантину Оно оказалось ничем иным, как чистым песчаным дном, которое, в отличие от камней и травы, окрашивает воды в ярко-изумрудный цвет Рыбы было заметно больше. Издалека, на пределе видимости, видны были ла- скири и дорады. Правда, они стремительно исчезали в глубине, как только я заходил на них в атаку. Надо было разрабатывать тактику охоты. Засады, залежки, постукивания рукояткой ружья по камню и все, что видел в фильмах или слышал от коллег пошло в ход. И это принесло первые трофеи. Сначала любопытный карась решил проверить, что это такое большое и темное упало в расщелину между камней и не шевелится. Потом дорада подошла на расстояние выстрела, услышав странный звук. И даже сальпа не избежала кукана, после того как я неожиданно для нее появился иэ морской травы, на границе которой она паслась.

Рыбы были некрупные, по 500-700 граммов, но, тем не менее, это был результат. Вдруг я заметил движение в траве. Расстояние было более 10 метров, и я не мог понять, что передо мной. Пришлось нырнуть и приблизиться к странному объекту. Он, заметив меня, замер, развернувшись одним концом в мою сторону. Когда до него осталось несколько метров, я понял, что зто каракатица. Как с ней поступать и как она поведет себя при моем приближении, я не знал, поскольку видел этого моллюска живым впервые. Двоякие мысли вертелись в голове, жаль было упускать такую добычу и хотелось знать, как она себя ведет в естественной среде. Как только я почувствовал, что каракатица готова сорваться с места, выстрелил. Гарпун прошил ее насквозь. Выпустив облако чернил, моллюск завертелся на лине.

Когда я всплывал с глубины, заметил, как по поверхности прямо надо мной проскользнула яхта. Я совсем забыл об осторожности. Катера слышно издалека по их работающему мотору, а вот яхты представляют большую опасность для подводного пловца. Тем более что я с собой не взял буй.

В этот день было еще несколько результативных выстрелов, в основном по морским карасям. Часто рыба уходила от выстрела, когда я выжидал, что она примет более удобное положение. Во-первых, не хотелось гнуть гарпун, если сзади рыбы были камни, во-вторых, от частого заряжания метрового арбалета у меня вся грудь была в синяках. При такой температуре воды (24 градуса) я плавал только в нижней части гидрокостюма. Сверху, чтобы не обгореть, надевал обычную майку, которая никоим образом не могла смягчить рукоятку арбалета. Мой сын тоже открыл для себя сезон охоты. На обратном пути он азартно рассказывал, как подстрелил двух небольших сальп. Вечером мы ели уху из собственноручно добытой рыбы. Результат второго дня был лучше, чем предыдущего, но скального рельефа я не нашел.

На следующий день я решил оставить машину в одном из увиденных вчера дорожных карманов наверху и пешком спуститься вниз к морю. По узкой каменистой тропинке шел вниз довольно споро. Сумка со снаряжением и грузовой пояс на талии с каждой сотней метров будто намекали: а как ты будешь идти обратно? Но об этом не думаешь, когда охотничий азарт гонит тебя вперед, Постепенно дорожка пошла более полого и вскоре нырнула в хвойную чащу. Заливались цикады, прохладный воздух с хвойным экстрактом ублажал легкие. Еще через пару сотен метров я вышел в живописную бухту. Белоснежные яхты покачивались в изумрудных водах. Яркая зелень и черные вулканические камни берега создавали неповторимый контраст красок. Картина, которую не напишет ни один выдающийся художник. Наслаждаясь видами вокруг я все же не забывал о цели своего визита сюда. Увидев более-менее хороший спуск к воде, я сбросил сумку со снаряжением и начал переодеваться.

Под водой преобладал каменный ландшафт, сильно изрезанный трещинами, отдельные из которых больше походили на маленькие каньоны.

Плавать по ним было одно удовольствие, потому что за каждым поворотом ты мог наткнуться на рыбу и, естественно, шанс быть с добычей увеличивался. Первым мне попалась каракатица, потом несколько карасей пополнили кукан. С карасями все было классически. С поверхности замечаешь движение рыбы в глубине, ныряешь и по расщелине приближаешься к месту, где замечена рыба. Осторожно, прячась за камнями, выглядываешь и ждешь, когда какой-нибудь любопытный карасик приблизится к тебе на расстояние выстрела. А метровый арбалет по дальности и точности стрельбы - это вам не речной пневмат!

Двигаясь вдоль берега к мысу, заметил несколько песчаных полянок. Со стороны берега они были ограничены каменными россыпями, а с моря мягким ковром подводной растительности. Какие-то рыбки копошились в песке. Нырнув, я обнаружил довольно крупных барабулек. Размер их с поверхности значительно отличался от реального. Я никогда не видел таких крупных представителей этой знаменитой рыбы. Упускать возможность полакомиться деликатесом я не собирался, и как только рыба замерла на песке, я, прицелившись, точно послал гарпун в цель. Еще несколько красно-розовых рыбок стали моей добычей в этот день. Вес их колебался от 300 до 500 граммов.

Всплывая в очередной раз, я вспугнул стаю кефали, которая шла на глубине 2-3 метра от поверхности. Штук 50-60 килограммовых рыб обходили меня с двух сторон, Правду говорят, что в стае рыбе легче защититься от врагов. Вот и я, пока выбирал, по какой рыбе выстрелить, упустил момент Гарпун, выпущенный вдогонку уходящей кефали, не попал в цель. Преследовать ее было бесполезно, и я продолжил движение к мысу. Там-то я и нашел заветный рельеф. Дно уступами уходило в глубину. Нырнув метров на десять, я не разглядел, где заканчивается свал. Пришлось всплыть и хорошенько отдышаться. Пока отдыхал, мысли прокручивали увиденное во время нырка. Глубже меня видно было движение рыбы. Стай рыб: караси, дорады, зепенухи и еще масса всякой разной живности. Ну что, надо решаться на глубокий нырок. Страшновато одному, мало ли что выкинет организм в экстремальных условиях. Прошлым летом на Черном море я опустился на 17 метров. Заветная двадцатка манила, но терять здравый смысл я тоже не собирался. Минуты через три, «сломавшись» пополам, я пошел вниз. Хорошо, что мне не нужно продуваться, выравнивание давления в среднем ухе происходит автоматически при сглатывании. Набрав скорость на первых нескольких метрах, я скользил в глубину. Прошел 10, 12, 15 метров. На 18-ти коснулся дна. Я лежал на краю уступа, который дальше обрывался в глубину Меня сейчас больше интересовали не рыбы, а сколько метоов осталось до фактического дна. Подтянувшись на руках к краю, я глянул вниз. Метрах в 6-8 видно было песчаное дно. Подо мной ходила рыба, много рыбы, но воздуха оставалось только на всплытие. Как далеко до поверхности! Оттолкнувшись от дна, я начал всплывать. Казалось, что это никогда не кончится. Но вот и поверхность. Подводный компьютер показывал 19,2 метра и 1 минуту 10 секунд задержки дыхания. Отдыхал долго. Все же не моя это еще глубина. Но радовало, что теперь я знал, где есть рыба!

На обратном пути шел в горку с мокрым снаряжением по жаре, чуть не умер. Сердце готово было выпрыгнуть из груди, пот ручьями стекал по лицу. Подумал: вот так пару недель, и лишнего веса как не бывало!

Вечером за ужином я вспомнил, что один знакомый дал мне телефон хорватского охотника. Я решил ему позвонить в надежде выведать какую-нибудь информацию о рыбных местах. После звонка встретились. Он оказался пожилым, но довольно бодрым и подтянутым на вид мужчиной. Говорил медленно, стараясь выбирать наиболее понятные мне фразы. Поведал, что не охотится уже лет 6-8, но места знает поскольку является членом жюри соревнований на Кубок Наций по подводной охоте, проводимых ежегодно в их городке. Секретные точки он мне, конечно, не выдал, но рассказал, примерно в каких районах следует искать благоприятный для охоты рельеф дна. И самое главное, он мне дал копии карты подводных глубин вокруг островов Ло- шинь и Кресс. Такие карты выдают участникам соревнований. Как же я пожалел в тот момент что не взял с собой лодку или хотя бы права на управление маломерным судном, потому что на картах я нашел очень заманчивые банки, на которых глубина с 50-ти метров уменьшалась до 3-9. Правда, ходу туда на лодке было не меньше часа, но это бы меня не остановило.

На следующий день на рейсовом катамаране мы переехали на близлежащий островок. Заинтересовал он нас тем, что там был единственный в окрестностях песчаный пляж, и мои спутники выявили живой интерес походить по песчаному дну. Естественно, пляж привлекает всех, кто о нем знает, поэтому, когда мы добрались до него: обнаружили полтора десятка катеров и яхт, стоящих в бухте на якоре Но загорающих и купающихся было немного. А самое замечательное - там не было «бешеных всадников» на скутерах. Я пошел искать совсем другой пляж. Стоило мне перейти через небольшой пригорок, и я нашел «стандартную» каменистую бухту. Облачившись в снаряжение, зашел в воду и поплыл по направлению к мысу. Под водой, как обычно, на меня находило такое умиротворение, которого нет в нашем суетном мире. Только ты и подводное царство. Единственное, что иногда сбивало идиллию, это очень соленая вода, когда она попадала в рот или глаза. Но, говорят это дело привычки!

На подводной полянке я заметил каменного окуня. Эта рыба обычно стоит недалеко от своего убежища. Окунь был небольшой, и я с интересом наблюдал за его поведением. Вдруг соседний камень сдвинулся с места.

Я несколько опешил, но быстро сообразил, что это осьминог. Не стреляя, я попытался насадить его на гарпун. Моллюск, окутав себя черным облаком, не собирался становиться моей добычей. Особо не раздумывая, я хватаю осьминога левой рукой. Сжав кисть между головой и щупальцами спрута, с трудом отрываю его от камня и начинаю всплывать. Через пару секунд наблюдаю, как эта «животина», выкидывая свои щупальца и цепляясь за кожу предплечья, постепенно разжимает мне кисть. И если в перчатке мне было все равно, как себя ведет моллюск, то когда он присосался на голую руку в районе вен, мне стало как-то не по себе. Бросаю арбалет и правой рукой отрываю осьминога от себя. Он без особого труда присасывается к правому предплечью. Борьба продолжается и на поверхности. Минут через пять я все-таки его победил и, тяжело дыша, передал трофей подбежавшему сыну. Как потом он сказал, осьминог еще пару раз делал попытки сбежать из пакета. А на руке у меня два дня красовался замысловатый рисунок, оставленный присосками моллюска.

Приближаясь к мысу, я заметил пару рыболовов. Мысль о том, что зря на пустом месте народ сидеть не будет не успела еще сформироваться, как я увидел стаю карасей. Они деловито копошились на дне как раз в том месте, куда были закинуты удочки рыбаков Скорее всего, последние использовали какую-то прикормку. Я не стал мешать ни тем, ни другим, тем более что рельеф под водой становился все интересней. Опять появились каньоны- расщелины и уступы. В одной из расщелин откуда-то из темноты на меня выскочил приличный ласкирь. Уходил он от меня петляя, как заяц, и стрела, выпущенная вдогонку, только звякнула о камень, погнув наконечник Пришлось возвращаться и менять гарпун. Наплавался я в тот день от души. Нашел еще одно хорошее с точки зрения охоты место, только опять глубоко Сил нырять на двадцатку уже не было, да и накопилась усталость за неделю сплошных погружений. Такое ощущение, что в воздухе не хватало кислорода я никак не мог надышаться.

Возвращался обратно уставший, но не пустой. Кроме добычи на кукане, сознание было полно ярких моментов подводных приключений. Что еще меня удивило в водах Адриатики. так это полное отсутствие медуз. Крабов и креветок я тоже не видел, но, наверное, потому, что не искал их специально.

День близился к концу. Солнце, окутанное алым пожаром заката, садилось за остров. К пирсу подходил катамаран, который вез нас домой. А мой Марлин еще впереди...

Проза

ПРоЖИВАНИЕ

Бронирование жилья. В любом поисковике Интернета нужно набрать «Отдых в Хорватии», и вы получите довольно обширную информацию на этот счет от российских и хорватских турагентств. Поиском и бронированием жилья нужно заниматься месяца за два до начала сезона, т е. в марте. Во-первых, выбор больше, во-вторых, цены ниже. Чет рез день нам пришел ответ в котором было предложено несколько вариантов жилья. Сделав свой выбор, через систему Western Union мы внесли задаток 200 евро на указанный счет и попросили выслать заказным письмом оригинал подтверждения о бронировании (Booking Confirmation). Почему оригинал, скажу позже.

ВИЗА

Виза. Хорватия для россиян страна безвизовая, если вы летите самолетом. Если собираетесь путешествовать на автомашине, вам необходима транзитная виза через территорию Венгерской республики Виза выдается на основании оригинала подтверждения о бронировании жилья. Кроме этого документа, в посольство Венгрии подаются действующие загранпаспорта, 2 фотографии 3x4, заполненная анкета (бланк можно скачать с официального сайта посольства), справка с места работы о занимаемой должности и окладе и копия техпаспорта автомобиля Еще необходимо сделать медицинскую страховку на все время пребывания заграницей (0,7-1 евро чел./день) и «зеленую карту» - страховку на автомобиль (50-60 евро/месяц). Последние документы можно получить в любой приличной страховой компании. Консульский сбор 35 евро/чел. уплачивается, если вы сами идете на прием. Туристические агентства за «занос» документов могут накинуть комиссионные Виза выдается официально через 5-7 дней, а фактически через 10-12. Поскольку вам придется два раза въезжать и выезжать с территории Венгрии, желательно точно знать эти даты.

Маршрут

По расчетам нам предстояла дорога протяженностью примерно 2600 км. Маршрут между Москвой и островом Лошинь пролегал через Киев,

Чоп, Будапешт, Загреб, полуостров Крк и остров Кресс. Между последними курсирует паром. Предстояло пройти три границы. Из общего расстояния 1600 км приходились на территории России и Украины, а 900 км - на Венгрию и Хорватию. Это важно при расчете запаса топлива. Планировали двигаться только в дневное время, на ночь останавливаться в мотелях.

Дорога. Выезжали в пятницу вечером. Сами понимаете, как выехать из Москвы в пятницу в это время суток, поэтому между Калужской и Симферопольской трассами выбрали вторую. Через 50 километров движение стало спокойнее и скорость возросла. После Орла делаем поворот в сторону украинской границы на Железногорск, и тут начинается первый «зубодро- бильный» участок: бетонка с незаде- ланными стыками, ямами и рытвинами. Видимо, «дорога» делалась только под самосвалы местного железорудного комбината. Сто километров до границы и примерно 200 км по территории Украины - испытание на прочность вам и вашему автомобилю Далее идет новая, идеально ровная и с хорошей разметкой трасса до пересечения с дорогой Чернигов - Киев.

Столица Украины встретила довольно плотным автомобильным движением Поскольку объездная дорога идет через город, в Киеве потеряли как минимум час. Пробки, светофоры, довольно слабая информативность знаков. Участок Киев - Ровно. Неплохая дорога, но необходимо соблюдать скоростной режим.

В населенных пунктах радар-контроль.

Второй отвратительный участок всего маршрута - это отрезок Ровно - Львов. Сплошные ремонтные работы, асфальтовое покрытие местами отсутствует, довольно плотное движение большегрузных автомобилей. Дороги в Закарпатье отличные. Такое ощущение, что ты уже за границей.

Часть венгерских дорог (скоростные магистрали) платные. Для проезда по ним необходимо купить магнитную карту (матрицу), самая дешевая стоит 1 530 форинтов (6 евро) и действует 4 дня. Карту необходимо прикрепить на лобовое стекло, поскольку по трассе стоят камеры со считывающими устройствами Можно ехать и по обычной бесплатной дороге, но участок вдоль Балатона, на который мы свернули, чтобы полюбоваться на знаменитое Венгерское море, показался нам вечностью. Кстати, любоваться там нечем: грязно, мелко, многолюдно.

Дороги в Хорватии тоже имеют платные участки, плата взимается за пройденное расстояние. В начале участка вы получаете пластиковую карточку, а при съезде с дороги вам вычисляют километраж и взимают плату. Помимо дорог был платный мост на полуостров Крк и паром на остров Кресс. За дороги и мост мы заплатили 140 хорватских кун (20 евро). Паромная переправа для микроавтобуса и шести пассажиров обошлась в 290 кун (41 евро), что, как ни странно, дешевле в два раза, чем керченская переправа. Такие же суммы мы заплатили на обратной дороге. Состояние дорог в этих странах практически одинаково хорошее. Покрытие, разметка, информативность на должном уровне. Единственным исключением явился городок Нийретхаза в Венгрии, который был первым на нашем пути после украинской границы. Знаки направления движения почему-то расположены в самой гуще листвы деревьев. Нам пришлось сделать пару кругов по городу, пока мы не зыбра- лись в сторону Будапешта. Стоимость дизельного топлива: Россия - 14,517,7 руб. (0,41-0,50 евро)/литр; Украина - 3,5-3,9 гривны (0,47 евро)/литр; Венгрия - 250270 форинтов (1,02-1,1 евро)/литр; Хорватия - 7 кун (около 1 евро)/литр. Кстати, и в Венгрии, и в Хорватии попадаются заправки «Лукойл». Мелочь, но приятно. Частичка Родины.

Взаимоотношения с ГИБДД. ДА и прочими аналогичными службами за все путешествие были сведены к минимуму Было даже обидно, что, пропуская колонну автомобилей и выхватывая своих, при виде наших российских номеров украинские инспекторы опускали взгляд. Один-единственный раз попали на штраф в 20 гривен, когда, заболтавшись, проскочили без остановки знак «Стоп-контроль» на одном из КПП. На дорогах Венгрии и Хорватии полицейскую машину видели всего один раз. В Хорватии нам ни разу не попались машины с российскими номерами, а на острове на нас вообще смотрели с явным изумлением.

Границы

Самый неприятный момент из всего отпуска - прохождение российско-украинской границы, причем хороши обе прикордонные службы! Не буду вспоминать все, скажу лишь то, что касается подводного снаряжения, а именно ружей. Один из таможенников долго выяснял, можно ли меня выпускать за границу с арбалетом Даже попытались инкриминировать то, что он был спрятан. Но наши уверенные ответы и возражения возымели действие. «Спортивный снаряд» с резиновыми тягами был пропущен. При отсутствии очереди из легковых машин прохождение этой границы и в одном, и в другом направлении заняло около двух часов.

На венгерской границе сверили наличие транзитных виз. Досмотр машины не делали, только спросили, есть ли сигареты, на что одна из наших спутниц спросонья ответила: «Мы не курим, только пьем!» Пришлось показать, сколько у нас в наличии крепких спиртных напитков, потому что водка и сигареты - один из основных видов местного «бизнеса».

Хорватский пограничник попросил копию приглашения и, пожелав хорошо отдохнуть, открыл шлагбаум. После такого отношения к людям становится обидно за свою державу

Цены

Аренда апартаментов в Хорватии в это время года (конец июня и начало июля) обошлась нам 67 евро в сутки, т. е. примерно по 11 евро на человека. Жилье состояло из двух спален, большой гостиной с кухней, санузла С веранды открывался живописный вид на набережную. В гостиной есть большой раздвижной диван, софа, кондиционер, ТВ с «тарел кой», DVD-проигрыватель, холодильник. Все чисто и аккуратно. Стиральная машина стоит в фойе, ею можно пользоваться за отдельную символическую плату.

По всему маршруту от России до Хорватии стоимость мотелей в зависимости от «звездности» колеблется в широком диапазоне. Нам удавалось найти ночлег в пределах 70-100 евро за три номера.

Цены на продукты в Хорватии примерно такие же, как в Москве, зависят оттого, где покупать. Есть несколько супермаркетов с приличным ассортиментом. Поужинать в ресторане на шестерых выходило 50-70 евро. Очень большой выбор рыбных блюд. Фирменное ассорти некоторых ресторанов в одиночку съесть практически нереально. Кухня - типично средиземноморская. Много овощей, морепродуктов, сыра, вяленого мяса. Крепкое спиртное мы, как правило, не заказывали, женщинам брали вино, мужчинам пиво. И то и другое местного производства и довольно неплохого качества. Правда, отмечу традиционные 50 граммов местной сливовицы за счет ресторана «на посошок».

На рыбном рынке продают охлажденную, только что выловленную рыбу и морепродукты. Ассортимент невелик, но вполне достаточен, чтобы не остаться без ухи, если ваши старания как охотника не увенчаются успехом. Единственное, что я не нашел, это креветок Торговки предлагали местных «шкампи», но это скорее раки, чем креветки, и для предполагаемого блюда они несколько не подходили.

Аренда скутера: двухтактный Peugeot, 50 см3 - 300 кун (42 евро)/сутки.

Аренда лодки: Rib на 5-6 человек с 60-сильным мотором - 700 кун (около 100 евро)/сутки. Можно найти катер подешевле, если поговорить с местными рыбаками на причале в порту.

Билет на экскурсионном катере по близлежащим островам - 100 кун без питания и 160 с питанием с человека в сутки (14 и 22 евро соответственно).

Билет на рейсовый катамаран по тем же островам стоит 11 кун с человека в одну сторону (1,5 евро).

Платная стоянка для автомобиля - 8 кун (1 ;1 евро)/сутки.

Стоимость снаряжения для подводной охоты в местном магазине: ласты O.M.E.R карбон - 1240 кун (175 евро); арбалет X-Fire 1 м -1700 кун (240 евро).

Подводная охота в Хорватии лицензионная. Лицензию можно купить в крупных местных туристических агентствах. Стоимость - 300 кун в неделю (42 евро). Желательно иметь удостоверение подводного охотника, поскольку при его отсутствии придется заплатить еще 100 кун (14 евро) в качестве членского взноса в местную федерацию.

Развлечения

На нашем острове мы нашли всего одну дискотеку, и ту закрытую и с надписью над входом «Продается». Других развлечений, кроме моря и прогулок с обзором местных достопримечательностей, для ваших спутников и спутниц здесь нет. Но зато какие здесь тишина и покой!

Пляж, в нормальном понимании этого слова, есть всего один, и то на другом острове Песчаный берег и такое же дно - блаженство для ваших ног после скал и камней, которыми опоясано все побережье большинства островов Но зто и делает воду такой кристально чистой. Обязательно позаботьтесь о резиновых тапочках, поскольку между камней много морских ежей.

На обратном пути мы заехали в национальный парк «Плитвицкие озера». Живописное место с каскадом из 16 озер и сотней водопадов. Изумрудная вода, ярко-зеленая растительность, чистейший воздух - это надо видеть! В озерах полно рыбы (голавль, форель, белый амур), но ловить ее как и купаться, запрещено. Предлагается несколько экскурсий, отличающихся друг от друга по времени прохождения- и протяженности.

Входной билет для взрослых 110 кун (15,7 евро), для детей 55 кун (7,85 евро), независимо от протяженности маршрута. Нам показалось не очень дешево, но посмотреть на это великолепие стоит

Поскольку дорога домой лежала через Будапешт, решили несколько часов провести в столице Венгрии. Машину оставили на платной парковке ( 210 форинтов (около евро) в час) в центре города и пошли осматривать достопримечательности: здание парламента, исторический центр города, мосты через Дунай и прочее. Вернувшись через три часа, обнаружили под лобовым стеклом квитанцию об уплате штрафа за просроченное время парковки в 2300 форинтов (около 10 евро). Пришлось заплатить, только все равно не поняли, как оплачивать время если не знаешь, сколько прогуляешь по городу.

Об отношении. К русским относятся приветливо, языкового барьера практически нет За 10 дней ви дели всего две группки наших туристов по 3-4 человека. Правда, хорваты говорят что это пока не сезон, мол, в августе начнут заходить «русские яхты» и городок несколько вздрогнет. На улицах в основном слышна итальянская, немецкая, польская речь. На этих языках говорит и обслуживающий персонал в ресторанах и магазинах.

В целом поездка мне понравилась. Пусть подводный мир не такой богатый, как в Красном море, но охотиться можно, надо только знать где и быть в хорошей спортивной форме. Желательно наличие лодки и карты подводных глубин. Рекомендую тем, кто хочет спокойно и комфортно отдохнуть, а заодно и поохотиться. Это для людей, решивших расширить свой кругозор от привычных Анапы, Судака и Анталии.

Бюджет поездки - 500 евро на человека на две недели

Артур Шишков, по материалам

журнала "Мир подводной охоты"

Трофеи подводной охоты

Щука, 9 кг.
Щука, 9 кг.
 
Амур, 25 кг.
Амур, 25 кг.
 
Щука, 8 кг.
Щука, 8 кг.
 
Щука, 11 кг
Щука, 11 кг
 

Тактика охоты на рыбу

Угорь
Угорь
 
толстолобик
толстолобик
 
Сазан
Сазан
 
Лещ
Лещ
 

Copyright © 2012 Spearfish.ru. E-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.