Норвегия. Остров Хитра
В Норвегию можно добраться несколькими способами: по воздуху, по суше (на авто или поезде) и по морю на пароме. Автомобильно-паромный вариант является предпочтительным для большинства будущих подводных туристов как наиболее автономный, практичный и бюджетный.
В связи со всем вышесказанным наше перемещение на загадочный остров Хитра было спланировано так: от Москвы до Питера едем на ночном поезде, а утром пересаживаемся в арендованный питерский автобус, на котором мы и пересечем три скандинавские страны - Финляндию, Швецию и Норвегию, воспользовавшись для преодоления Балтийского моря между Финляндией и Швецией рейсовым паромом «Silja Line».
Итак, вкратце несколько дорожных заметок, которые могут оказаться полезными для тех, кто захочет повторить наш путь.
Что главное в долгом путешествии? Правильно, хорошая компания. Если с этим у вас все в порядке, можете смело выбирать небыстрый автовариант. Нам с компанией повезло, посему дорога в поезде до Питера пролетела незаметно за рюмкой чая в уютном вагоне-ресторане. Ранний и для многих тяжелый подъем в связи с окончанием железнодорожного этапа дал отсчет нашему автопробегу. Оперативная погрузка в автобус, продолжение сна до и после финской границы - и к обеду мы уже в Хельсинки. Здесь нам предстоит погрузиться вместе с автобусом на паром и за ночь пересечь Балтику в направлении столицы Швеции - Стокгольма. Часовая прогулка по столице Финляндии немного взбодрила нашу слегка уставшую группу, но не произвела сильного культурологического эффекта ни в части архитектуры, ни в части других значимых элементов, интересных иноземцам. И это логично, ведь Хельсинки - относительно молодой город.
Паром
За час до отхода парома наша делегация перемещается внутрь исполина по имени «Silja Line Serenade», поскольку в нашем плане значится осмотр парома и пресс-конференция с представителями этой судоходной компании. Краткое содержание увиденного таково. По Балтике курсирует несколько паромов компаний Silja Line, Viking, Tallink и т.д. Silja Line является самой крупной из них, на данный момент эксплуатирует несколько паромов: «Европа» (самый большой), «Серенада» и «Симфония» (самые комфортабельные) и «Фестиваль» (бюджетный класс). Сетка паромных перевозок покрывает все крупнейшие порты Балтики в странах Скандинавии, Прибалтики и Германии. Таким образом, можно спланировать любое перемещение себя и автомобиля по данному региону. Паром «Серенада», на котором мы путешествовали, - это каюты на 3500 человек, а также огромное внутреннее пространство, состоящее из магазинов, ресторанов, ночных клубов и казино. Добавьте сюда Duty Free с дешевым алкоголем, и образ жизни на корабле становится понятен без дальнейших объяснений. Мы поинтересовались у представителей Silja Line ценой этого парома, и после долгих раздумий нам ответили: «Это редкий вопрос. Но мы понимаем, у вас сейчас в России очень много нефтяных денег... Так как паром не новый, он стоит около 600 млн. евро. Есть интерес к покупке?». Не знаю, поможет ли чем-то вам эта информация, но, как говорится, привожу для общего развития.
Здравствуй, Швеция!
Ранее утро. Дождливый Стокгольм. На берегу нас ждет съемочная группа во главе с Алексеем Гусевым, которая уже неделю топчет шведскую землю в поисках красивых кадров и трофейной рыбы. Бурное воссоединение российской делегации на чужеземной территории, вопросы, расспросы... Если коротко, то в Швеции с рыбой ребятам не очень повезло - в основном некрупная щука от 1 до 3 кг. Все надежды на соседнюю Мекку рыболовов, а в последнее время и подводных охотников - Норвегию.
И вот мы снова в автобусе, ставшим уже родным. Каждый успел свить на своем сиденье гнездо, состоящее из чипсов, пива, колбасок, журналов, карт, книг и т.д. Благо, мест втрое больше, чем людей. Нам предстоит длинный перегон в 1200 км по неторопливым дорогам Швеции и Норвегии с ограничением скорости в 80 км/ч. Сначала 900 км по Швеции на север от Стокгольма, потом налево к Норвегии через горы в сторону моря мимо Трондхейма (старинной столицы Норвегии) к одному из крупнейших и красивейших островов - Хитра, на котором, собственно, и находится рыболовная база Angelamfi Hitra, владельцы которой с радостью откликнулись на предложение российской сборной представителей специализированных СМИ прибыть с разведмиссией в эту часть норвежского побережья.
Чем нам запомнилась Швеция? Учитывая совсем краткие остановки в лесу для перекура и единичную остановку на перекус в формате «сосиска и мороженое» на бензозаправке, ответить непросто. Красивая страна, очень похожая на Карелию: те же камни, изогнутые деревца, мхи и лишайники, вероятнее всего, и с грибо-ягодным ассортиментом тут все в порядке. Очень низкая плотность населения (которая, впрочем, в Норвегии упадет практически до нуля), редкие опрятные хутора вдоль шоссе, чистенькие коровы бродят по аккуратным зеленым лужайкам - загнивающий капитализм, одним словом. Все встреченные нами кафешки и ресторанчики оказывались закрытыми, а в одной пиццерии нам были очень рады и сказали, что сейчас они все откроют и все сделают очень быстро - вот только разожгут печь, замесят тесто и т.д. В общем, терять 3 часа ради шведской пиццы мы не стали. Мораль: надейтесь только на багажник своего авто.
Водопады, горные реки и фьорды
Пейзаж за окном становится более каменистым и скалистым, на горизонте появляются снежные шапки величественных гор, а это верный признак близости конечной точки маршрута - страны гор, водопадов, горных рек и фьордов - Норвегии. Границу мы пересекли незаметно (впрочем, как везде в Европе), руководитель и идеолог нашей поездки Степан Образцов из «Планеты Рыбака» выдал простую народную примету: «Следите за дорожными знаками.
Если желтые - значит, вы в Швеции, если белые - вы уже в Норвегии». Вот так все просто.
И вот мы уже едем по извилистому ущелью, справа и слева - неприступные кручи, с которых льются, стекают и падают сотни и тысячи ручьев, речек, рек, превращающихся периодически в величественные водопады. Многие водопады выше 100 метров - ради этого действительно стоило трястись в автобусе 2 дня. Красота неописуемая. Инстинктивное движение в сторону стоп-крана и сумок со снарягой - в этой воде, однозначно, есть рыба. Но времени в обрез, наша цель - Хитра. Оставшееся время до побережья все оставили в покое карты и книги и заняты просмотром через автобусные окна 3-часового фильма в реальном времени о горной Норвегии. Как вспоминаю это, так сразу хочется снова проехаться тем же маршрутом.
Гор становится меньше, мы приближаемся к морю. Начинается цепь длинных туннелей, которые позволяют передвигаться максимально быстро вдоль побережья. Периодически платим дорожные сборы, самый большой из которых - 120 евро за проезд по 5-км туннелю, соединяющему Хитру и материк.
Мораль: приехали на остров - без нужды туда-сюда не катайтесь.
На дворе уже поздняя ночь, что, в принципе, мало заметно, поскольку стоят белые ночи, и мы наконец-то подъезжаем к рыболовной базе Angelamfi Hitra. Обессиленные, расползаемся по коттеджам (по-местному «рорбу»), чтобы с морские катера (местное название этих плавсредств - морские Джипы), и вокруг все это богатство нарядно украшено красными или коричневыми рорбу, т.е. коттеджами для рыбаков. Стандартный коттедж - наверху две спальни, внизу гостиная, кухня, санузел. Вполне комфортное проживание для 4-х человек. Средняя цена недельной аренды - около 900 евро со всех. Пункт питания отсутствует, здесь принято готовить самостоятельно. Рыбу также придется чистить самому в специальной разделочной комнате (это вам не Астрахань). Зато отличные катера с 40-сильными моторами, на которых можно плавать трем-четырем рыбакам или подводным охотникам, причем не нужно предъявлять права на вождение маломерных судов. Быстрая инструкция - и можно плыть. Есть и большой 20-местный корабль, на котором удобно выходить в открытое море.
Прозрачность в бухте метров 8, плавают стайки рыб, на дне моллюски, ежи, актинии - красотища!
Некоторые рыбаки ловят прямо с пирса. Непреодолимое желание начать охотиться прямо около порога нашего рорбу, но план есть план. Выходим в море. Капитан предлагает сегодня не распыляться и всем вместе половить рыбу, а завтра разделиться на группы по интересам.
Основной способ ловли - в отвес на пилькер (тяжелая блесна вытянутой формы). Пилькер используется большого веса, 300-500 г и более, используются мощные морские снасти, мультипликаторная катушка. Также можно делать насадку из кусков рыбы и использовать дополнительную оснастку с крючками. Тщательно сверяясь с эхолотом, мы начинаем погоню за северными трофеями в хитросплетении фьордов, образующих вокруг острова Хитра причудливый лабиринт проливов, заливов, каналов, делающих окружающий пейзаж очень похожим на Дельту Волги, только вместо камышовых стенок здесь стенки настоящие, каменные. Есть контакт! Под нами стая пикши, глубина 80 метров, начинаем ловить. Клюет на подвесные силиконовые осьминожки - иногда по три рыбы сразу. Клюет практически у всех, но капитан дает отмашку. Вынимаем снасти, идем искать донную рыбу - сайду, треску, лира. Меняем несколько точек, попеременно натыкаемся то на косяки проходной пикши, то на некрупную треску и сайду. Руки у всех уже отваливаются от усталости - гонять по 100 метров туда-сюда 300-грамовую железяку дело хлопотное, но рыбалка удалась на славу. Ладно, хватит о рыбалке.
Не за этим мы здесь, или, точнее, не совсем за этим. Переходим непосредственно к подводной части.
Начинаем охоту
На следующий день команда разделяется на профильные группы и отправляется в море по отдельности. На нашем симпатичном катере, ведомом норвежским рыболовным гидом, являющемся, на наше счастье, еще и дайвером, находится подводная сборная в лице автора этих строк, Егора Рагозина, а также Алексея Гусева, вооруженного надводной и подводной видеотехникой. Мы берем на борт наш подводный видеобокс нашлемного крепления - будем снимать видео глазами охотника. Кроме этого, в наличии надводная и подводная фототехника – в общем, готовность номер один. Уплываем в поисках невероятных подводных кадров.
Пытаемся объяснить гиду наши требования к акватории: «Прозрачная вода... Много разной рыбы... Разнообразный рельеф с глубинами от 5 до 15 метров». В ответ получаем уверенный кивок головой, и вот мы уже несемся на нашем быстром катере мимо каменных островов и островков, умело минуя опасные подводные рифы, в специальное место, где все именно так, как мы хотим.
Сбрасываем ход, приехали: уютный залив, защищенный со всех сторон скалами, местами выходят к поверхности каменные банки, абсолютный штиль, ярко-синее небо. Общее состояние близко к экстазу. Температура воздуха +15, воды +11, поэтому на нас надеты «семерки». Прозрачность явно выше 5 метров, в руках 75-е и 90-е арбалеты, на ногах длинные стеклопластиковые ласты, поскольку прогулок вдоль камыша не предвидится. Таковы вкратце технические данные. Десантируемся в воду, договорившись встретиться через 2 часа для фотовидеосъемки. Прозрачность воды похуже, чем на открытых пространствах, видимо из за отсутствия больших донных отложений и вода не имеет возможности фильтроваться естественным способом.
Опыта охоты в этих местах ноль, поэтому начинаются эксперименты. Иду в район предполагаемого русла - глубина 5- 8 метров. Оказывается, что это не русло, а банка, а все дно состоит из постоянных перепадов от 3 до 20 метров, кстати, в соседнем заливчике перепады уже до 100 метров - такие вот здесь ландшафты! Дно каменное, встречаются песчаные полянки, одиночные валуны и крупные скалы, местами развеваются длинные кусты ламинарии, лежат ежики, крабы, изредка гребешки. Начинаю пробовать ждать на дне за большими каменными выступами: мимо проносятся тени некрупных рыб, наверное, пикша. Близко не подходит. А долго лежать трудно, не та физическая подготовка, да еще и костюм толстоват, и водичка прохладная.
Придумываю другую тактику: замечаю с поверхности движущуюся вдоль дна стаю и падаю прямо в нее, вернее, через нее на дно и замираю. Любопытная пикша тормозится и разворачивается всем косяком в мою сторону - так гораздо лучше, уже можно стрелять. Полчаса развлекаюсь подобным образом: выискиваю стаю, ныряю, выцеливаю кого-нибудь покрупнее... но расстояние все же великовато, сюда бы метровый арбалет или даже 120-см. Несколько сходов и много промахов. Надо поискать какой-то другой объект охоты. Пытаюсь прочесать береговой свал - пустовато. Хочу опять вернуться к родной пикше, но тут какой-то симпатичный силуэт выплывает из каменной гряды и начинает грациозно удаляться по курсу моего движения. Догонять бесполезно, попытаюсь не отстать и проследить за ней. И точно, метров через двадцать объект наблюдения решил передохнуть в очередной россыпи камней. Теперь торопиться не надо. Спокойно подышать, тихо нырнуть на нее и точно выстрелить. Все получается, как и запланировано, и вот на кукане уже первая норвежская треска. Жаль, не очень крупная, чуть больше килограмма, но гид объяснил, что это так называемая местная треска и она обычно не крупнее 3 килограмм, а большая живет в открытом море на глубинах 100-300 метров. Незаметно пролетело время, пора в обратный путь. Встречаемся снова с Егором, который большую часть времени пытался расстреливать пикшу, но мощный и тяжелый наконечник его гарпуна оставлял в рыбе мощные разрезы, позволявшие ей сходить. Жаль, нет здесь родного сазана с его броней.Переполненные впечатлениями, едем передохнуть на сушу. У братьев-рыбаков тоже все в порядке: нашли и треску, и сайду, и хорошую пикшу.
Штормовая нырялка в подводном Эльдорадо
Послезавтра уже надо уезжать, поэтому весь завтрашний день планируем разведывать максимально возможное количество мест. Это мы так планировали вечером накануне, но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Утро встретило нас бодрым шквалистым ветром, ливнем временами переходящим в град, и серьезными волнами даже в нашей защищенной бухте. Рыбаки решили не испытывать судьбу и остались на базе. Наш гид сказал, что можно попытаться прорваться в одно суперместо, куда мы еще не плавали, но плыть будет реально страшно. Вариант с проведением дня на суше был еще хуже, поэтому через час наша подводная команда в составе Здановского, Рагозина и Гусева уже выписывала на катере невероятные галсы по разбушевавшемуся морю. Всю дорогу пытался понять, как наш кораблик может Выныриваю, чтобы прополоскать запотевшую маску - получаю приличный залп града в открытое лицо, в связи с чем стараюсь больше без нужды не высовываться. Под водой все же спокойней.
А что под водой? Всё, как и было обещано: компактный дикий аквариум, предоставляющий туристу возможность наблюдения за всеми формами местной подводной жизни в одном месте. Планирую на дно, в ущелье, образованное двумя параллельными подводными скалами, поросшими ламинариями. Причудливо извиваются длинные зеленые и розоватые листья этой северной подводной пальмы, из которых выскакивает треска и небольшая сайда - с ними я уже знаком. И тут что-то красное весом около килограмма показывается из расщелины. Выстрел, добыча на гарпуне, и это оказывается вкуснейшая рыба по имени губан. Доплываю до края рифов, дальше идти страшновато. И так из-за дождя и волн дважды чуть не заблудился в каменных проходах.
Продолжаю разведку. Пробую лежать на дне в многочисленных трещинах, расщелинах и ущельях - оригинальная охота, как будто лежишь в автомобильном туннеле и ждешь встречные авто. Выплывают в основном некрупные тре- сочки. Встречаюсь с Егором, он уже отбомбил одну кассету, плывем ставить новую и менять аккумулятор. Егор тоже ошарашен увиденным, настрелял пяток отличных губанов, рассказывает о встрече с огромным губаном - размером с приличного сазана. Эх, сюда бы вчера во время штиля!
На катере обстановка нервозная, ветер постоянно срывает его с якоря и гонит на скалы. Надо еще час продержаться, отснимем кассету и домой. Егор отправляется искать своего супергубана, я пытаюсь фотографировать происходящее, рыбу, Егора, ламинарию - в общем, все подряд, благо, цифровик позволяет «стрелять», не экономя кадры.
Ветер усиливается, подходит к концу третий час охоты, и мы возвращаемся на борт. Нырялка закончена, оценка увиденному месту, несмотря на погоду - твердая пятерка. Похоже, что-то нам сделать все же удалось. Егор смог отснять несколько неплохих выстрелов нашей нашлемной видеосистемой.
Что же, это был первый наш опыт, в следующий раз приедем сюда уже в статусе бывалых или, по крайней мере, осведомленных. Судя по карте, норвежский берег длиной в 1500 км не даст заскучать нам в ближайшие 150 поездок в эти восхитительные места
Большой P.S.
Кроме всего вышесказанного, мы успели:
- поесть в настоящей старинной норвежской таверне настоящий суп из мочено-сушеной трески;
- узнать, как выращивают семгу, и осмотреть морскую ферму;
- пообщаться с норвежскими учеными, изучающими совместно с нефтяниками морское дно и периодически находящими затонувшие корабли, самый интересный из которых - русский парусник «Единорог». Кстати, пользуясь случаем, передаем нашему «Газпрому» и нефтяным компаниям просьбу норвежских ученых о поддержке их изысканий, ведь корабль все-таки русский
Георгий Здановский, по материалам
журнала "Мир подводной охоты"